КОМИТЕТ ПО РАДИОВЕЩАНИЮ И ТЕЛЕВИДЕНИЮ

ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

 

 

Главная редакция обмена телевизионными программами в СССР

г. Москва             28/1958         сентябрь 1967 г.

 

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЯМ РЕСПУБЛИКАНСКИХ,

КРАЕВЫХ, ОБЛАСТНЫХ КОМИТЕТОВ ПО

РАДИОВЕЩАНИЮ И ТЕДЕВИДЕНИЮ,

ЗАМЕСТИТЕЛЯМ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ПО

ТЕДЕВИДЕНИЮ, ДИРЕКТОРАМ СТУДИЙ

ТЕЛЕВИДЕНИЯ

 

 

В августе с.г. в г. Владивостоке состоялся Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов о жизни и труде рыбаков.

На фестиваль было представлено 23 телефильма  от 12 студий телевидения страны.

Своими размышлениями об этом фестивале делится кинодраматург, член жюри фестиваля А.Донатов.

Главная редакция обмена телевизионными программами в СССР считает полезным использовать этот материал в практической работе по созданию телефильмов.

                Главный редактор                                                          В.НАЗАРОВ

 

 

 

 

 

2-ой ВСЕСОЮЗНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ТЕЛЕФИЛЬМОВ

О ЖИЗНИ И ТРУДЕ РЫБАКОВ

(Обзор телевизионных фильмов представленных на фестивале)

2-ой  Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов о жизни и труде рыбаков, посвященный 50-летию Великого Октября, сос­тоялся в августе с.г. во Владивостоке,

Главный приз фестиваля «Золотой краб» был присужден телефильму владивостокцев "Край рыбацкий".  Это публицистический рассказ о вчерашнем и сегодняшнем дне тружеников моря - дальневосточников, о полувековом пути, приведшем к расцвету рыбного хозяйства. Поэтические кадры природы Дальнего Востока, труда рыбаков сочетаются в фильме с историческими документами (к/кадры и фотографии), соединяясь вместе в содержательное, выразительное пластическое повествование.

Стремление режиссеров, операторов создать ленту образного обобщенного звучания, в которой главными были бы мысли о том принципиально новом, что принесла Советская власть рыбакам Дальнего Востока, натолкнулось на информационный дикторский текст, бесстрастный, холодный. На этот обидный диссонанс жюри обратило внимание создателей фильма. Надо отдать должное авторам фильма "Край рыбацкий" они понимали недостатки ленты, активно взялись за работу, подготовили новый вариант фильма для Всесоюзного телеэкрана.

 

Люди - главное

 

Создатели телефильмов на этом смотре продемонстрировали поворот именно к рыбакам. Именно им уделили они существенное внимание, в то время, как раньше несомненно больше увлекались рыбой, беспрерывно мелькавшей в кадрах. Люди пришли на экран. Они оказались очень интересными.

В этой связи следует выделить ряд фильмов. Обратили на себя внимание две работы рижан «Царникавокая минога» /отмеченная одним из главных призов - Союза журналистов  СССР/, построенная как рассказ старого рыбака, обращающегося к зрителям (автор В.Фриярс). Голос продолжает звучать за кадром. Живые, простые слова хорошо сочетаются с выразительным изображением. Образ старого рыбака становится своеобразным коэффициентом к эпизодам самого обычного порядка (ловля, приготовление). Обогащенные возрастом, опытом рассказчика, его своеобразным обаянием, эти эпизоды выходят за рамки обычного и превращаются в существенное значимое деяние человека.

Интересна и лента «О большой судьбе маленького парохода» (режиссер М.Пярн). Здесь в центре внимания авторов - команда маленького РБ-30, ветерана, героя ладожской флотилии, сражавшейся в годы Великой Отечественной войны. Команда, естественно, сменилась, лишь капитан по-прежнему служит на тральщике. Но люди: добрые, веселые, трудолюбивые, хорошие люди – это видно чуть ли не в каждом кадре - повседневно хранят традиции своих старших товарищей. И вот они встречаются. Ветераны приходят на корабль в день его 25-летия. Мы ухе увидали военные кадры, знаем этих людей молодыми и отчаянно храбрыми» Теперь перед нами встреча.

Два поколения. Достойные друг друга; И это радостно, приятно.

Оставил лишь сожаление просчет создателей фильма, не сумевших точнее провести съемки праздничного обеда и разгово­ров, собравшихся за столом. Не оказалось строгости и точности в отборе кадров, необходимых фильму. От этого в ленту попали не всегда удачные эпизоды, в известной мере снизившие впечатление зрителей о людях, с которыми их уже познакомили. Затяжки, отсутствие строгости в отборе материала - постоянные пока еще недостатки, бытующие в телефильмах. Очевидно, сказывается здесь порой и отсутствие определенных критериев в отборе, т.е. профессионализма, с одной стороны, и увлеченность авторов, теряющих из-за нее в художественной требовательности - с дру­гой.

Ни слова не сказано, ни за кадром, ни в кадре в ленте одесситов "Доброе утро, Дунай /реж. И. Кривохатский/» Одна­ко, это, на мой взгляд, единственный фильм, который мог быть отмечен за интересную сценарную работу /сценарист Шимановский/.   Отвлекусь, задержавшись на одной из важнейших наших проблем - драматургии телефильма. Вновь, как и на Первом Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в Киеве, здесь во Владивосто­ке жюри вынуждено было констатировать плохое положение дел в области драматургии, акцентировало необходимость уделить пер­востепенное внимание этому вопросу» Ведь речь идет о литературной основе телефильмов - об их сценариях, о драматургии.

Что же удалось в фильме «Доброе утро, Дунай»  Думается, прежде всего,  - создание атмосферы, теплой, человечной, привлекательной атмосферы товарищества, доброжелательства. Безымянные "герои", так сказать, "проходные" персонажи: девушка-почтальон жители Вилково - дунайской Венеции, рыбаки, дети запоминаются. Фильм лиричен, полон мягкого юмора, хороших наблюдений. В нем  конкретных людей, но создается цельный образ человека, труженика. Жаль лишь - вновь поблажка себе! Вновь нетребовательность! - включение эпизодов, в которых ощущается инсценировка. Надо знать твердо: такие кадры, такие эпизоды непременно «вылезают» и мстят создателям, не нашедшим сил расстаться с ними.

На фестивале были представлены и художественные фильму, человек в которых, естественно, занимает центральное место. Среди этих лент в первую очередь следует отметить большую капитальную работу "Белорусьтелефильма" - картину "Запруда", отмеченную призом Комитета по радиовещанию и телевидению при СМ СССР.

Верен был выбор литературной основы - произведения Ю. Нагибина в основе своей всегда имеют интересные характеры.  Привлекает гражданственное звучание вещи:| тупое равнодушие наталкивается на крепкое, спокойное противодействие рыбаков. Не случайно привлекла и была отмечена как лучшая, игра      артиста  Крылова, создавшего образ        рыбака, человека, многоопытного, сдержанного, глубоко заинтересованного в том, чтобы их жизнь, их работа удовлетворяли людей, чтобы законы природы сочетались с законами жизни нашего общества, а не отбрасывались - как не устраивающие какого-то полуграмотного выскочку.

К сожалению, не все образы удались в такой же мере. Большего ожидаешь от исполнителей главных ролей. Сказывается порой стремление режиссуры /В. Киселев/ к внешним эффектам, в ущерб раскрытию внутреннего мира, развития образов.  Поэтому  нарочитым, внешним, исполненным мелодраматизма выглядит «перелом» главного героя. В его экранной жизни, весьма солид­ной по метражу не удается проследить за внутренним течением чувств, за возникновением новых для него взглядов, за противоборством эмоций. Важная линия сложных взаимоотношений двух женщин, призванная - по Нагибину - своеобразно, драматически напряженно, психологически тонко отразить внешние события, почти сведена на нет, стала побочной. Внешние эффекты порой заслоняют значительно более важную, существеннейшую для теле­фильма внутреннюю жизнь героев. И, тем не менее, фильм «Запруда» большая и приметная работа, привлекшая внимание участников фестиваля, отлично разобравшихся в том, насколько ценны ее положительные стороны. Ясно также, что творческий анализ недостатков принесет несомненную пользу создателям фильма в их дальней­ших работах.i

С успехом прошла на фестивале и лента «Акварели одного лета» /Эстонский телефильм/,  отмеченная Дипломом 11 степени. Вирве Аруся был удостоен дипломом за лучшую режиссуру, актриса Альбина Каузи-Юксип - за лучшую женскую роль. Фильм характерен неспешным, последовательным повествованием. Не всегда, к сожалению, хорошо раскрыты в актерском исполнении внутренние, психологические ходы героев, но старшее поколение эстонских актеров показало отличную игру. А. Каузи - Юксип превосходно раскрыла постепенное возвращение к жизни старой рыбачки.

Нельзя, однако, не отметить, что ситуация рассказа писательницы Лилли Промет, его проблематика явно устарели, звучат неактуальное /Речь идет о служанке старых господ, покинувших социалистическую Эстонию. Женщина сохраняет добро, в то  время как новая жизнь бурлит за окнами дома, обтекая его, будто прибой, охватывающий со всех сторон прибрежный камень/.

Порой возникает ощущение, что люди, находящиеся на экране, ведущие себя и выглядящие так, как наши современники 60-х годов, произносят чужой текст. Молодежь как бы не монтируется со стариками. Да, по-видимому, это неминуемо должно было случится: проблемы не волнуют - авторы это чувствовали, понимали, но, делая современную по всем внешним признакам ленту, не могли сделать актуальной устаревшую тему.

Не удовлетворил фильм ростовчан «Комендант острова» Во всех его компонентах чувствуется, что фильм делался людьми «от театра» Это: во фронтальных построениях композиций, в статич­ности кадров, в неподвижности камеры, в наивно-примитивных монтажных стыках, наконец, в явно театральной исполнительской манере. Порой, используя фоновую, педалированно-мелодрамати­ческую музыку, режиссура /Станкевич/ и актеры в отдельных эпи­зодах достигают ощущений, вызывавшихся когда-то немым кино, подчеркнутая мимика, нарочитый внешний рисунок, усиленный такой музыкой, напоминают исполнительскую манеру начала века.

 

Первые шаги

 

На этом фестивале, как, впрочем, и на иных соревнованиях и встречах телекинематографистов, столкнулись студии разной стадии развития. Иные только становятся на ноги, в то время, как другие далеко и уверенно шагают вперед,

Давно ли и много ли снимают ростовчане? Их документальная лента "Песни рыбачьего хутора" также не удалась…

К начинающим свою жизнь в этой области творчестве относятся телекинематографисты – астраханцы. Они даже показали свои ленты с двух пленок /звук - на магнитке/, т.е. продемонстрировали свою самую первоначальную техническую вооруженность. Одна из лент астраханцев "Первенец пятилетки" являет собой по всем компонентам обычную телепередачу, посвященную важному событию, в данном случае юбилею одного из рыбокомбинатов. А вот другая - "Путина" - /реж. Зенкин/ представила несомненный интерес Это - радостный, солнечный, поэтический фильм, в котором одина­ково привлекательны и, свойственное авторам, чувство родной природы и любовь к своему краю. Само олово "Путина", как бы определяет состояние людей, влияет на общий дух, тонус жизни, звучит, как подъем.

Хорошо включены поначалу в фильм стихотворные строки. Однако, как нередко это бывает, по ходу фильма стихи читаются не раз, становятся назойливыми, как и надоевшая "непременная" песня, поэтому превращаются в свою противоположность. Они вредят, так как, будучи выспренными, не дотягивают до эмоционального истинного поэтического настроя, выраженного в пластике фильма.

Операторское мастерство

Надо отметить общий высокий уровень операторского мастерства документалистов, приметный во многих фильмах фестиваля.

В уже упомянутых телефильмах отлично проявили себя В. Фриярс /Рига/, А.Лидерман/ Одесса/, к ним добавим В.Пупышева /Магадан/, Е. Рябко /Владивосток/, Траленко /Петрозаводск/, В. Шатилова /Минск/.

Пытаясь охарактеризовать основное в поисках, в творче­стве этих операторов, сошлемся на слова Н.В. Гоголя. Он писал: «Непостижимое явление: то, что вседневно окружает нас, что неразлучно с нами, что обыкновенно, то может замечать один только глубокий, великий, необыкновенный талант. Но то, что случается редко, что составляет исключения, что останавливает нас своим безобразием, нестройностью среди стройности, за то схваты­вается обеими руками посредственность».

Да, вот в этом-то все и дело, что лучшие операторы телефильмов, стремятся раскрывать прекрасное в мире «обыкновенного», повседневно окружающего нас. Поэтому в большой мере удался фильм "Доброе утро, Дунай!", многие кадры которого доходят до каждого зрителя, становятся частицей жизни любого человека, ассоцииру­ясь с его жизнью, его опытом. Поэтому впечатляют эпизоды из фильма "Когда зажигаются звезды" /Владивосток/, в котором маленькие рыболовецкие суда, уверенно противостоящие стихии словно говорят о спокойной работе человека, о его победе. Поэтому так обрадовал фильм «День на лесном озере» /Минск/, в котором поэтически прозвучало все повседневно окружающее вас: озеро, лес, птицы, купальщицы, рыбак… В этих работах примечательно не только стремление, нацеленность художников, но и их несом­ненный профессионализм. Поэтому Союз кинематографистов СССР отметил своими Дипломами работу оператора В. Шатилова «День на лесном озере» и работу режиссера О.Канищева и оператора В. Пупышева "Дыхание моря".

На последнем фильме следует задержаться особо. Он не­сомненно выделяется из фильмов фестиваля, да и вообще из множества телевизионных фильмов. Сделан  он людьми темпераментными, влюбленными в избранную тему, в материал, влюбленными в свою профессию. В фильме что кадр, то - находка ракурса, точки, движения; что ни кадр, то - удар, накал, эмоция. Да, это фильм темпераментный, эмоциональный, он не  оставляет нас в состоянии созерцания или рационального, умственного восприятия, как то нередко случается со многими иными лентами. А ведь искусство непременно должно быть эмоциональным, тогда оно  трогает. Фильм "Дыхание моря" волнует, радует, не остав­ляет нас безучастными - в этом его несомненное достоинство.

            Вместе с тем, фильм вызвал споры, прозвучавшие, в частности, на небольшом обсуждении, состоявшемся в последний день просмотров  фестивальной программы. Споры были вызваны рядом кадров, включенных авторами  картины в свою ленту и позаимствованными, например, из классического фильма фран­цузского режиссера Кусто. Возможно  ли такое цитирование, правомерно ли оно?  Мне кажется, что совершенно правомерно. У большинства зрителей эти кадры, включенные в ткань фильма у не вызвал возражений. Причини тому следующие. Взятая авторами "Дыхания моря" тема, образное ее решение, привлеченный материал потребовали использования кадров, притом кадров уникальных невероятно, неповторимых. Главное же в том, что по всему съемочному стилю, по характеру основного материала оригинальные съемки

 В. Пупышева не отличаются от привлеченных цитат. Работа О. Канищева и  В. Пупышева самостоятельна, оригинальна и потому, на наш  взгляд, сделала допустимым и правомерным авторское «цитированье». Тем более, что об этом открыто говорится в завершающих надписях.

Фильм «Дыхание  моря» оканчивается неожиданной точкой, стоп-кадром: замерла в воздухе сеть, а в ней - сверкающая рыба. Динамика застыла на миг «в таком образном кадре». Мы расстались с фильмом, унося его движение, его накал. Авторы интересно задумали картину и замысел свой сумели воплотить.

 

О профессионализме

Тут мы вновь возвращаемся к важнейшему вопросу,   поставленному, на наш взгляд, фестивалем. Это вопрос о замысле и его воплощении, о проблеме: «что» и «как» в искусстве телефильма.

Каким бы скромным стажем в области съемок телефильмов ни обладала та или иная студия, время радостных ликований /мы снимаем, ypa!/ безнадежно кануло в Лету. Наступило время серьез­ной ответственности за экранное  раскрытие избранной темы, за воплощение того или иного жизненного материала, за показ на­шего человека и его дел. А это означает, что работать мы должны на определенном профессиональном уровне. Речь идет, следовательно, о мастерстве, о воспитании вкуса, о культуре работы.

Мы же порой оказывались свидетелями досаднейших оплош­ностей, недостатков, уязвимых мест - как угодно можно назвать явные недоработки различного характера, мешавшие полноценному воплощению фильма.

Но сначала об одном фильме в целом - о фильме "308-й, средний" /Калининград/, удостоенным на Фестивале приза «Дальрыбы» В создании этой ленты ощущается элемент случайности. Получилось то, что получалось. Так бывает, и претензий к таким лентам-зарисовкам нет. Жизненный материал как бы сам выдвигает необходимость поговорить именно об этом                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         /в данном случае, поразмышлять о трудном в жизни моряка/.  Но зарисовка есть эарисовка, она может быть яркой, исполненной наблюдательности, или серой, однако не выйдет за рамки наброска.   Здесь же удачную, выразительную зарисовку /автор Загура, режиссер-оператор Томилин/ представили как фильм. От этого, думается, возникала  неправомерные претензии, а тема, конечно, остается нереализованной, а лишь затронутой.

Уже упоминалось о досадных просчетах в фильме «Край рыбацкий» Кстати говоря, тексты в наших фильмах - проблема, которую необходимо обсуждать отдельно и очень серьезно, ибо она тревожит, точнее - продолжает тревожить и уже давно.

Длинноты. Об этом также говорилось. 0 них вспоминаешь чуть ли не в связи с каждым фильмом. Даже лучшие «Край рыбацкий», «Дыхание моря» «День на лесном озере» и другие, не лишены отдельных длиннот. Разве не чувствовали авторы задержки ритма в эпизоде птичьего базара? Разве не затянуты, раздражая инородной  красивостью, кадры распускающейся лилии?

 

А фильм "Тихий поет океан", так тепло, с настроением принятый рыбаками  г. Находка, куда выезжали участники фестиваля, разве  не выиграл бы он, коли у его создателей хватило "мужества"  сократить метраж?                              "Океанские пахари" /Петропавловск-Камчатский, автор Р.Райгородецкий, реж. Е.Рябко/  - фильм, обрадовавший отличным темперамен­тным эпизодом лова. А рядом с ним - неумелая, неловкая ин­сценировка, вызывающая досаду. В этой ленте хороши эпизоды с использованием синхронных записей реплик, фраз, команд. Факт тем более интересный, что в настоящее время на телевидении все увлекаются съемками с использованием "синхрона". Увлечение это превратилось, по-моему, чуть ли не в повальное бедствие. "Синхрон" используется повсюду, к месту и не к месту. Порой он начинает играть роль обычного закадрового комментария, но, худо записанный, только раздражает. И вот на этом фестивале синхронные записи хорошо были выполнены, хорошо сработали разве что только в фильме «Океанские пахари», да в ленте «Царникавская минога"» Не мало ли? Особенно, если учесть частные обращения к этому приему.

Многозначительность. Это также нередко встречающийся недостаток. Он был особенно примечателен в художественном фильме "Алька и старый капитан". Режиссер фильма Ю,Шепшелевич был отмечен на фестивале за эту работу дипломом "За творческий режиссерский поиск" Он несомненно, одаренный и ищущий режиссер. Но, к сожалению, в целом ряде кадров фильма заметен нажим, многозначительность, так далекая от необходимости телеэкрану простоты и глубины. Но поиск в этой работе несомненно был. И от Ю.Шепшелевича смело можно ожидать в дальнейшем интересных работ.

На 2-ом Всесоюзном фестивале телефильмов о жизни и труде рыбаков было представлено 23 картины 12 студий страны.

Одна из них - Владивостокская - показала целую про­грамму. За нее, справедливо, студия была удостоена приза Ми­нистерства рыбного хозяйства СССР. В этой программе, наряду с "Краем рыбацким", очерком "Когда зажигаются звезды", был фильм-концерт "Тихий поет океан", познавательные ленты "Минтай", "Разведчики" и "В море Охотском"  отличные пропагандисты море-продуктов. Хороший итог работы Владивостокской сту­дии заставил задуматься о следующем: почему же далеко не все студии расположенные в рыбацких районах страны участвуют в таком смотре, как Всесоюзный фестиваль? Непонятным было  отсутствие работ Хабаровской студии. Явно недоставало фильмов волжан. Почему не была представлена студия Новосибирска, "хозяйка" Оби, Обского моря? Почему ничего не представили иркутяне, которые могли бы много интересного рассказать о Байкале, Кстати, быть может, именно от них следует ожидать фильм-репортаж, интервью, проблемный фильм о судьбах Байкала и его фауны? Короче говоря, думая о будущем стоит нам кажется, позаботиться о той, чтобы  фестиваль был, с одной стороны, более представительным, а - с другой стороны - имел в программе больше разнообразных по своему жанру телефильмов. Это разнообразие, уже наметилось во Владивостоке: появились художественные и музыкальные ленты.  Эту тенденцию следует развивать.

Думается, что фестиваль  в целом, в большой мере выполнил свою роль пропагандиста жизни, своеобразного труда рыбаков.  Фильмы хорошо рассказали о людях, фильмы хорошо рассказали о том,  что эти люди делают, поведали и о результатах их труда.

Фестиваль выявил лучшие фильмы, а, значит, и интересных творческих работников.  Многих мы знали.  Кое-кто заинтересовал своими работами впервые. В этом также - значительный итог фестиваля.

Можно уверенно ждать в дальнейшем новых и серьезных успехов от этого регулярного Всесоюзного смотра-соревнования.

 

А. ДОНАТОВ
Владивосток-Москва

Август-сентябрь 1967 г.

 

 

Hosted by uCoz